ГИС школа
Целью ГИС школ является подготовка биологов и специалистов из смежных научных областей и сельского хозяйства для работы с геоинформационными технологиями. Продолжительность занятий в ГИС школах 10 дней, по 8 часов в день. После успешного окончания курсов по результатам аттестации слушателям выдается Удостоверение государственного образца. Зачетная работа выполняется слушателями по тематике и материалам своих научных и практических работ.
Условия приема. Прием производится на конкурсной основе. Принимаются ученые и специалисты, работающие в области биологии и сельского хозяйства. Предпочтение отдается специалистам, работающим в ВУЗах и НИИ по перспективным с точки зрения использования геоинформационных технологий темам и специальностям.
Гранты учащимся. Гранты для участия в ГИС школах были предоставлены Службой сельскохозяйственных исследований США (USDA, ARS) и Международным Научно-техническим Центром (МНТЦ) для иногородних слушателей из регионов России и ближнего зарубежья - в т.ч. Средней Азии, Кавказа, Украины и Белоруссии. Гранты представляются на конкурсной основе.
О составе и времени проведения ГИС школ.
Платные ГИС школы действуют при Санкт-Петербургском государственном университете и Всероссийском НИИ защиты растений. Занятия по мере комплектования групп.
ГИС школа в ВИЗРе. Стоимость обучения 25000 рублей с участника за 10-дневный курс обучения (72 академических часа). Проезд и проживание оплачивается учащимися отдельно. В 100 метрах от ВИЗРа находится гостиница "Лия" - http://www.liya.spb.ru - обычно слушатели ГИС школ останавливаются в ней. Слушатели, успешно защитившие аттестационную работу, получают сертификат об образовании.
С вопросами и предложениями по проведению ГИС школ обращаться к Александру Николаевичу Афонину - электронная почта: GIS-school@yandex.ru моб. телефон: 8-950-0190728
Третья ГИС школа прошла в Красноярске с 27 января по 5 февраля 2011 года в Северо-Восточном Федеральном Университете.
1 день – Концепция и логика ГИС.
История ГИС. Примеры использования ГИС-технологий при решении конкретных задач из области биологии, сельского хозяйства, лесоводства, ландшафтного планирования, биотехнологии (конкретные примеры берутся с учетом профессиональных интересов каждого набора школ). Растры и векторы. Слои. Растровая алгебра. Программа Агроатлас: цели, возможности, БД, ПО Агат.
Практикум 1. Эколого-географический подход и экологическое моделирование зон растительности. (Примечание. - Каждое занятие будет сопровождаться практикумами, в которых материалы лекций будут представлены в практической форме по темам, в которых слушатели являются специалистами. Опыт преподавания показывает, что правильно подобранные практические задания позволяют слушателям наиболее глубоко и с наименьшими затратами времени усвоить основные концепции и логику ГИС).
2 день – Визуализация в ГИС.
Визуальный анализ в ГИС. Возможности оформления карт. Наложения слоев, изменение палитр, трансформации масштабов и проекций, прозрачности, анимация. Дизайн и логика палитр в ГИС композициях. Критерии выделения лимитирующих факторов.
Практикум 2. Составление композиций и работа с палитрами точек, линий, полигонов, полей.
Преподаватель знакомится с материалами слушателей, представляемыми для выполнения дипломного проекта и последующей публикации в журнале BioGIS. Вместе с каждым слушателем намечает предварительные индивидуальные календарные планы работы над проектом.
3 день – Ввод данных в ГИС.
ГИС форматы, способы представления данных. Импорт растровых и векторных карт. Импорт точек. Геопривязка. Векторизация.
Практикум 3. Возможности ГИС для интродукции: поиск климатических аналогов.
4 день – Вывод данных в ГИС.
Экстракция данных. Основы количественного анализа в ГИС. Статистика.
Практикум 4. Расчет экологических лимитов по ареалам и зонам распространения биологических объектов.
Студенты и преподаватель уточняют план дипломной работы. Слушатели самостоятельно начинают работать со своими материалами.
5 день – Дистанционное зондирование Земли (ДЗ).
Примеры использования ГИС в биологии и сельском хозяйстве. Методология ДЗ. Физика ДЗ. Инфраструктура ДЗ. Типы и Базы данных. Работа с данными дистанционного зондирования (ДДЗ). Дешифрирование биообъектов.
Практикум 5. Дешифрирование биообъектов по снимкам AVHRR и Landsat.
6 день – Работа с базами данных.
Мировые библиотеки баз данных. Ресурсы Интернета. Ввод БД в ГИС. Обработка БД. Проблемы объединения и совместной обработки БД.
Практикум 6. Сбор материалов для картирования ареалов и их представление в ГИС
Консультации и самостоятельная работа слушателей по темам дипломной работы.
7 день – Технологии составления экологических карт.
Сбор БД. Роль цифровых моделей рельефа. Методы моделирования полей. Геостатистика и регрессионный анализ. Методы работы с буферами. Интерполяции, кригинг.
Практикум 7. Составление карты температур на территорию Кавказа.
Консультации и самостоятельная работа слушателей по темам дипломных работ.
8 день – Технологии геопозиционирования.
Примеры применения технологий геопозиционирования для решения задач биологии и сельского хозяйства. Инфраструктура и системы геопозиционирования. Методы геопозиционирования.
Практикум 8. Использование геопозиционирования для привязки карт.
Консультации и самостоятельная работа слушателей по темам дипломных работ.
9 день – Консультации и самостоятельная работа слушателей по темам дипломных работ.
10 день – защита зачетных работ слушателями. Дискуссии. Вручение сертификатов об образовании.
__________________________________________________________________________________
*) - Темы практикумов и объем преподавания тех или иных направлений программы может варьировать для разных групп в зависимости от специализации слушателей.